ТБИЛИСИ, 11 янв — Sputnik. История Тбилисского метрополитена насчитывает более пяти десятилетий. Это первое метро на Кавказе и четвертое в СССР — после Московского, Питерского и Киевского.
Самому популярному общественному транспорту столицы Грузии в этом году исполнилось 57 лет. Изначально советские власти были против идеи строительства метро в Тбилиси. В те времена считали, что подземный транспорт нужен лишь тем городам, где проживали больше миллиона человек. Несмотря на то, что численность населения Тбилиси в то время достигала лишь 600 тысяч, в 1951 году приказ о начале строительства все же был издан.
Сколько власти Тбилиси потратят на город в 2023 году – основные приоритеты>>
Согласия о начале строительства метро первый секретарь ЦК Компартии Грузии Кандид Чарквиани смог добиться непосредственно от Иосифа Сталина. Работы начались в 1952 году, но в 1957 году, вскоре после смерти Сталина, строительство было заморожено.
Работы вновь возобновились спустя два года. Строительство, которое велось под руководством инженера Виктора Гоциридзе, было непростым. Геологические условия создавали серьезные проблемы.
В итоге, открыть первый участок тбилисского метрополитена удалось лишь спустя 14 лет после начала строительства. Это важное событие произошло 11 января 1966 года. В тот день торжественно пустили в эксплуатацию участок Дидубе-Руставели.
© photo: Sputnik / Saakov / Перейти в фотобанкНаземная станция метро «Дидубе» Тбилисского метрополитена
Наземная станция метро «Дидубе» Тбилисского метрополитена
© photo: Sputnik / Saakov
/
Перейти в фотобанк
Развитие метро
Изначально первые пассажиры тбилисского метро могли пользоваться лишь шестью станциями – «Дидубе», «Электродепо» (ныне Гоциридзе), «Октябрьская» (ныне «Надзаладеви»), «Вокзальная площадь», «Марджанишвили» и «Руставели». Тогда протяженность линии составляла лишь 6,5 километра.
© photo: Sputnik / S. Onanov / Перейти в фотобанкЗдание Управления метрополитена на Вокзальной площади в городе Тбилиси
Здание Управления метрополитена на Вокзальной площади в городе Тбилиси
© photo: Sputnik / S. Onanov
/
Перейти в фотобанк
Спустя год открылись еще три станции: «Площадь Ленина» (ныне «Площадь Свободы»), «26 Комиссаров» (ныне «Авлабари») и «300 Арагвинцев». Вскоре в эксплуатацию сдали еще две станции — «Исани» и «Самгори». Все эти станции метро были расположены на одной линии метрополитена.
© photo: coutresy of National Library of Georgiaთბილისის მეტროპოლიტენის სადგურის ესკალატორი
თბილისის მეტროპოლიტენის სადგურის ესკალატორი
© photo: coutresy of National Library of Georgia
Постепенно тбилисский метрополитен стал развиваться, и вскоре возникла потребность закладки второй линии. Новая ветка метро, которая связала «Вокзальную площадь» с районом Сабуртало, заработала в 1979 году. Тогда на второй линии было расположено пять станций: «Вокзальная площадь — 2», «Проспект Церетели», «Политехническая» (ныне «Технический университет»), «Комсомольская» (ныне «Медицинский университет») и «Делиси».
© Sputnik / Denis AslanovВагон поезда метро Тбилиси на станции «Государственный университет»
Вагон поезда метро Тбилиси на станции «Государственный университет»
© Sputnik / Denis Aslanov
К 2000 году количество станций метро в Тбилиси увеличилось до 22-х. Последняя, 23-я по счету, станция «Государственный университет» появилась лишь спустя 17 лет.
Будущее метро
В последнее время власти Тбилиси активно ремонтируют станции метрополитена, обновляют и добавляют новые составы. В 2023 году на реконструкцию станций метро планируется потратить четыре миллиона лари. Запланировано добавление новых 12 составов.
Выбранные станции метро будут полностью обновлены в соответствии с современными стандартами и станут общедоступными, в том числе для лиц с ОВЗ,
Интересные факты о Тбилисском метрополитене
Самая глубокая станция — «Руставели», расположена на глубине 100 метров.
Ежедневно с 01:00 до 05:00 из тоннелей метро выкачивают 25 тысяч тонн воды.
В Тбилисском метрополитене трудоустроены около 2,4 тысячи человек.
В среднем за день поезда на Ахметели-Варкетильской линии проходят 400 километров, а поезда Сабурталинской — 311 километров.
Общая протяженность линий метро — 57 километров, из них первой линии — 40 километров, а второй — 17 километров.
Для того, чтобы проехать всю Ахметели-Варкетильскую линию необходимо полчаса, а Сабурталинскую – 15 минут.
Поезда ходят со скоростью 60-70 км/ч.
За год для работы метро необходимо 65 миллионов кВт/ч.
Длина всех платформ стандартная и составляет 102 метра, рассчитана на состав из пяти вагонов.
Один метр рельсов весит 52 килограмма.
Интервал движения поездов в часы пик составляет примерно 2,5 минуты.
Проезд в Тбилисском метрополитене стоит 1 лари. Проехать на метро возможно при помощи проездных или специальных пластиковых карт, а также оплатив проезд действующей в Грузии банковской картой.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>