Новости из Грузии

«Шанс уцелеть был». Какое послание оставили исследователи «Титаника»

Однако, как и в случае с катастрофой самого лайнера, трагическому инциденту сопутствует ряд странностей и совпадений. В теме разбирался колумнист РИА Новости Захар Андреев.

«С такой глубины никого не спасали»

Двадцать второго июня аппарат дистанционного управления Береговой охраны США обнаружил на дне фрагменты глубоководного судна «Титан», связь с которым прервалась за пять дней до этого. Всех пятерых, находившихся на борту, объявили погибшими.
В их числе – Стоктон Раш, основатель компании OceanGate, которая организовала погружение. Остальные – известные исследователи океана и туристы-миллиардеры.

Батискаф «Титан» компании OceanGate

Батискаф «Титан» компании OceanGate
В счастливый исход мало кто верил. «С самого начала было понятно, что они обречены. Разговоры о возможном спасении велись в пользу бедных. С такой глубины – четыре километра – никто никого никогда в истории не спасал. Шанс уцелеть был, если бы они сбросили балласт и всплыли сами», – объясняет писатель-маринист, капитан первого ранга Владимир Шигин.
Тем не менее американские чиновники и СМИ надеялись на чудо. Запасы кислорода – на 96 часов. В четверг закончились. Когда расчетное время вышло, появились сообщения, что люди на борту могли продлить этот срок. Например, если бы большую часть времени спали.
На самом деле к тому моменту все пятеро были давно мертвы.

«Не худший способ умереть»

«Титан» уже опускался к погибшему лайнеру. Каждый раз аппаратом управлял Поль-Анри Наржеоле. Ветеран ВМС Франции, рекордсмен по числу погружений на дно океана – в том числе к месту крушения «Титаника».
В одном из интервью его в шутку спросили: что произойдет, если они врежутся в знаменитые обломки? Улыбаясь, Наржеоле описал грустную картину: когда техника потеряет управление и опустится на дно, экипажу останется пять дней на спасение. «Правда, помочь никто не сможет, – констатировал моряк. – Не будет воды, еды, закончится кислород. И смерть наступит раньше из-за холода. Температура воды – три-четыре градуса».

По словам француза, «это не самый плохой способ умереть». «Ты просто уснешь и не будешь страдать», – пояснил он.

В реальности вышло иначе. Субмарина не выдержала давления большой глубины и фактически «взорвалась внутрь».
Но смерть действительно оказалась немучительной. Потому что наступила мгновенно. Хотя перед гибелью команде было тяжело.
«Более чем вероятно, что, столкнувшись с трудностями, они пытались сбросить балласт, чтобы подняться на поверхность, – предполагает океанолог Роберт Баллард, первооткрыватель обломков «Титаника». – Но не справились. Мощь взрыва трудно себе представить».
Примечательно, что от балласта на «Титане», согласно инструкции, нужно было избавляться посредством раскачивания судна членами экипажа. И это не единственная странность в конструкции.
Например, в Сети обратили внимание, что аппаратом управляли с помощью игрового контроллера, который подключался через блютус. Впрочем, эксперты пояснили: в этом нет ничего необычного. Джойстики от игровых приставок используют даже на американских атомных подлодках.
Куда больше вопросов к другим системам исследовательской субмарины. В частности, не было навигационного оборудования и аварийных маяков. Связь с «материнским судном» (MV) – через текстовые сообщения.
Журналист CBN News Дэвид Поуг, который находился на MV во время одного из погружений «Титана», рассказал: судно поддержки «теряло» мини-подлодку на пять часов. На поверхности не знали, где находится аппарат. На этот период интернет на MV отключили, чтобы, по выражению Поуга, «никто не твиттил» о происходящем.

Судебные иски

Одна из загадок – позднее оповещение о катастрофе. Аппарат пропал утром 18 июня, примерно через полтора часа после начала погружения. А OceanGate обратилась в специальные службы через восемь часов, что существенно осложнило поиски.
О склонности компании скрывать просчеты узнали еще в 2018-м. Тогда уволили директора по морским операциям Дэвида Лохриджа, после того как он представил руководству отчет о проблемах с безопасностью на «Титане». Речь шла о дефектах в углеродном волокне, из которого сделано судно. На большой глубине это чревато катастрофой.
В OceanGate заверяли: система собственной разработки, основанная на акустическом мониторинге волокон, заблаговременно сообщит об опасности, и экипаж успеет всплыть. Лохридж парировал: предупреждение может поступить лишь за миллисекунды до аварии. Настаивал на дополнительных испытаниях. Ему отказали. И в тот же день выставили за дверь. Обе стороны обратились в суд, но дело быстро урегулировали.
Позднее супружеская пара бизнесменов Марк и Шэрон Хейгл обвинила Раша в обмане: он продал им погружение на дно океана, но не оказал услугу.

«Неприлично безопасная»

В OceanGate из принципа отказались оформлять сертификацию подлодки в надзорном ведомстве. Объясняли так: «Подавляющее большинство морских (и авиационных) происшествий – результат ошибки оператора, а не механической неисправности. Классификация судна не устраняет операционные риски».
Обещали обеспечить безопасность за счет «постоянных целеустремленных усилий и целенаправленной корпоративной культуры», которые «не оцениваются при классификации».

В 2019-м Раш отмечал, что за 35 лет не было ни одного ЧП при коммерческих погружениях на дно океана. «Из-за существующих правил отрасль стала неприлично безопасной, – рассуждал он. – Но те же правила мешают ей развиваться».

После серии успешных экспедиций, в том числе на глубину четыре тысячи метров, в 2020-м «Титан» стал показывать «признаки циклической усталости», признавал Раш. Из-за этого рекомендуемую глубину ограничили тремя тысячами. «Титаник» лежит на 3800.
По данным СМИ, корпус судна «либо отремонтировали, либо перестроили» две компании из аэрокосмической отрасли. В конце 2021-го батискаф впервые спустился к обломкам «Титаника».
Однако, по сообщению издания TechCrunch со ссылкой на «источник, близкий к компании», с 2018-го в аппарате «мало что изменилось».
Раш создал OceanGate, чтобы доказать: погружение на дно моря может быть более доступным и безопасным, чем принято считать. Хотел построить подводный аналог SpaceX – коммерческую структуру, которая успешно действует в сфере, ранее практически монопольно занятой государством.

Искатели внеземного разума

Загадочные и неоднозначные биографии погибших дают обильную пищу для конспирологов. У некоторых из экипажа – связи в военной среде. Наржеоле (77 лет) ранее возглавлял подводное подразделение ВМС Франции. Раш (61 год) участвовал в разработке F-15 и противоспутниковых ракетных программ.
О британском миллиардере Хэмише Хардинге (58 лет) известно немного. Считается, что состояние в миллиард долларов владелец компании Action Aviation сколотил на торговле бизнес-джетами. Однако подробностей о его деятельности до 2017-го в открытых источниках почти нет. В Сети предполагают: Хардинг связан с британской разведкой.
https://www.youtube.com/watch?v=UCwg2h7i4Ac
В последние годы он ставил рекорды. На бизнес-джете Gulfstream G650 совершил самое быстрое в истории кругосветное путешествие через оба полюса Земли. Преодолел наибольшую дистанцию в глубочайшей части океана – Марианской впадине – и дольше всех оставался на такой глубине. Кроме этого, несколько раз бывал на Южном полюсе. Летал в космос на корабле Blue Origin.
Представитель богатейшей семьи Пакистана Шахзада Давуд (48 лет, состояние – восемь миллиардов долларов) известен как инвестор и филантроп. Вкладывал деньги в благотворительные фонды. Входил в правление Института SETI – некоммерческой организации, занимающейся поиском внеземного разума. Сыну Сулеману, погибшему вместе с ним, было 19.

«Такие названия давать нельзя»

В этой трагедии много совпадений с катастрофой самого «Титаника». В 1898-м, за 14 лет до знаменитого крушения, вышел роман американского писателя Моргана Робертсона «Тщетность». Там описана гибель океанского лайнера под названием «Титан» от столкновения с айсбергом правым бортом.

«Нельзя давать кораблям названия, приносящие беду. Нормальные моряки никогда бы так не сделали. Они очень суеверны», – указывает Шигин, говоря о субмарине Стоктона Раша.

Также выяснилось, что супруга Раша Венди – праправнучка пассажиров «Титаника» Исидора и Иды Штраус, показанных в фильме Джеймса Кэмерона. У Иды была возможность сесть в спасательную шлюпку, но она осталась с мужем на гибнущем судне.
Еще одна параллель – разрыв между бедными и богатыми. «Титаник» был символом классового расслоения: сверхдорогие каюты первого класса и двухэтажные «нары» третьего. По некоторым данным, пассажирам-беднякам во время катастрофы перекрывали пути к эвакуации (что также отражено в оскароносной картине).
Продавая услуги миллиардерам, Раш опасно заигрывал с историей. Так, билеты на первые рейсы стоили как самый роскошный люкс на трансатлантическом пароходе с поправкой на инфляцию. В конечном итоге цена выросла до 250 тысяч долларов.
После исчезновения «Титана» в Сети разошлась карикатура: тонет аппарат с миллиардерами – на спасение отправляют целую флотилию, терпит бедствие судно с сотнями мигрантов – страны так называемого первого мира закрывают границы.
По мнению Шигина, излишнее внимание к «Титанику» порочно по своей сути. «По всем законам это братская могила. Там погибли многие. И превращать это в шоу – рыться там, брать какие-то сувениры – запрещено международными соглашениями», – подчеркивает офицер флота.
Однако, добавляет он, в данном случае на это смотрели сквозь пальцы.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>
Показать больше

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»