ТБИЛИСИ, 2 ноя — Sololaki. Национальный учебный план устарел и нуждается в серьезных новшествах, об этом говорят не только эксперты отрасли, но и министр образования и науки Грузии Георгий Амилахвари, который анонсировал начало крупных изменений в системе.
В эксклюзивном интервью Sololaki Грузия эксперт по вопросам образования Манана Николаишвили рассказала, почему Национальный учебный план Грузии устарел, где особо ощутимы погрешности и по каким направлениям следует менять имеющийся курс.
«Уже прошло шесть лет с момента утверждения действующего Национального плана Грузии, и он устарел. То есть раз в шесть лет должны быть внесены изменения. В нынешнем плане много погрешностей. Например, по некоторым предметам учебный план неплохой, но, к слову, по химии он ужасный, стандарт плохой», – заявила Николаишвили.
Эксперт пояснила, что конкурс, к слову, по учебникам для STEM предметов (естественные науки, технология, инженерия и математика), провели так, что стандарты не были утверждены. А учебники пишут по стандартам и программе и получилось так, что учебники были написаны по неутвержденным стандартам. Так было несколько лет назад, когда вступил в силу Национальный учебный план третьего поколения, отметила Николаишвили.
Национальные цели общего образования в Грузии будут пересмотрены – министр>>
Эксперт считает важным, что министр образования и науки Георгий Амилахвари начал говорить о существующих проблемах и, более того, предоставил заключение премьер-министру Ираклию Гарибашвили.
«Ираклий Гарибашвили ранее заявил, что содержание учебников нужно изменить. А для этого нужно сначала изменить Национальный учебный план. Хорошо, что начали говорить о том, что его нужно менять, но проблема в том, как он будет изменен», – подчеркнула Николаишвили.
В этом году министерство образования Грузии начало исследование касательно качества учебников непосредственно среди учителей. Николаишвили уверяет, что правительство ничего не сможет сделать и изменить, если педагоги не будут честны в этом исследовании.
Если учителя из-за определенного страха перед кем-то, личных знакомств или по каким-то другим причинам не скажут правду насчет качества учебников и честно не расскажут о погрешностях, с которыми они сталкиваются в рабочем процессе, то ничего не получится, уверена Николаишвили.
Проблемы и вызовы в школах – министр образования Грузии провел встречу с родителями>>
Между тем, министерство гарантирует анонимность в процессе исследования. Николаишвили просит всех своих коллег искренне рассказать о том, какие погрешности есть у того или иного учебника.
«Я призываю моих коллег, чтобы они все говорили прямо, что учить детей по этим учебникам нельзя — 99.99% учебников в Грузии просто непригодные. И вот это должно быть отражено в заключении исследования министерства образования, проведенного среди учителей», – отметила Николаишвили.
По мнению эксперта, для улучшения системы образования необходимо начать структурные изменения. Николаишвили уверена, что должна быть сформирована новая структура системы образования, а некоторые структуры, подведомственные министерству, вообще должны быть упразднены.
Эксперт считает, что министерство – это не научно-исследовательский институт, это управленческое учреждение, которое должно все контролировать и проверять. Министерство не должно совмещать функцию научно-исследовательского института, отметила она.
«Раньше Центр национального учебного плана работал отдельно, у нас был Институт имени Якоба Гогебашвили. После прихода к власти патрии «Единое национальное движение» этот институт фактически был упразднен и присоединен к Университету Илии. Так вот этот институт должен быть отсоединен от Университета Илии и работать как раньше», – уверена Николаишвили.
По словам Николаишвили, научно-исследовательский процесс должен перейти именно в Институт Гогебашвили, и там должны работать над стандартом, программой, над тем, какой должна быть книга.
«Как можно, чтобы всем этим занимались чиновники? Чтобы чиновники писали программу? Это должно происходить в научном пространстве», – отметила Николаишвили.
Николаишвили рассказала, что раньше в Грузии также существовал Институт усовершенствования и повышения квалификации педагогов. Там работали профессора, специалисты высшей категории, которые знали все ступени школьной деятельности, поскольку сами их проходили.
Частные школы Грузии станут независимее – министр рассказал о новых реформах>>
Эти люди подготавливали педагогов по методике преподавания. Изучали их работу, присутствовали на уроках, чтобы оценить и проверить их знания и навыки.
«Государство должно инспектировать, контролировать учебный процесс. Нет ни одной страны мира, где нет инспекторов школьных предметов. В США, Англии, практически везде инспекторы присутствуют на уроках», – заявила Николаишвили.
Сдать экзамен по предмету не означает быть хорошим учителем. Николаишвили рассказала, что лично знает многих педагогов, которые блестяще знают свой предмет, сдали экзамены и получили высокие баллы, но не могут удержать класс, на их уроках всегда шумно, ученики не слушаются, кто-то смотрит в окно, кто-то кричит, кто-то поет.
«О каких знаниях можно говорить, когда на уроках такая обстановка. Таким педагогам нужно помочь, научить их методике обучения, а, если не получится, то освободить с должности. Для того, чтобы держать класс, только знания предмета не хватит», – уверяет эксперт.
Эксперт согласна с мнением министра образования насчет того, что национальные цели общего образования должны быть изменены. И в написании доктрины министерству должны помочь философы, психологи, ученые по части теории педагогики и практики, и так далее.
В начале октября 2023 года министр образования Георгий Амилахвари заявил, что необходимо пересмотреть национальные цели общего образования, поскольку они никак не соответствуют стандартам современного международного образования.
100% гарантия трудоустройства – какие программы профобразования профинансируют в Грузии>>
Национальный учебный план как базовый документ определяет, что, когда и как должны учить в школах Грузии. По его словам, ведомство активно работает по разным направлениям и готово обсуждать в широких кругах следующие вопросы: национальные цели общего образования; детские сады и дошкольное образование; школа и общее образование; автономия школы; национальный учебный план; система оценок и авторизация школ.
Кроме того, министерство готово рассмотреть следующие вопросы: поддержка школьного сообщества, педагогов и сотрудников; финансовые и социальные условия, схема карьерного развития; финансирование школ и школьное питание; планирование политики образования; учебные ресурсы; процесс грифования учебников, новое видение в профобразовании, высшее образование и наука.
Амилахвари отметил, что, исходя из того, что эти вопросы выносятся на публичное обсуждение, Минобразования готово принимать очень трудные и болезненные решения, которые, возможно, не принимались в течение длительного времени.
Национальный учебный план Грузии составлен на основе документа Национальных целей общего образования 2004 года. Его внедрение в Грузии началось с 2006-2007 учебного года.
Национальный учебный план как базовый документ периодически нуждается в обновлении, чтобы отражать как нужды учеников и педагогов, так и международную практику, современные тенденции в сфере образования.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram>>